понедельник, 13 июня 2011 г.

Отзыв. Э.Л. Войнич "Овод"


Нет повести печальнее на свете…

Эта книга своей силой и эмоциональным напряжением захватила меня и понесла вверх по волне, наивысшей точки достигая в конце книги.

Книга о революции, да. Все об этом пишут, и я не буду с этим спорить. Но почему-то для меня на первый план выступали не призыв к революции, не какая-то там та или иная идеология, а куча нравственных вопросов, проблема выбора, человеческие чувства, я бы даже сказала страсти, так как они настолько сильны и подчас неукротимы, что называть их чувствами все равно, что льва считать котенком. Здесь гнев, месть, идейные убеждения, любовь отца и сына, любовь мужчины и женщины, ненависть, боль, утрата, вина – все смешалось в бурю, какой стала для меня эта книга.

И столько страстей здесь завязалось в клубок, что думаю, мне его никогда до конца не распутать. Не понять мне Овода, и его отца кардинала Монтанелли, и Джемми, его возлюбленную, и..и.. В этой книге я увидела трагедию, почище, чем «Ромео и Джульетта» и гораздо печальнее: отец вынужден убить своего сына, сознательно; сын вынужден своими страданиями доказать отцу всю неверность его убеждений, оскорблять его, высмеивать и вести войну против него, а затем умереть. Только в этом романе стало возможным то, что отец всю жизнь винит себя в смерти горячо любимого сына, но оказывается, что сын жив, и отец вновь вынужден его убивать, теперь уже смерть будет настоящей… И любящая женщина теряет своего любимого два раза, причем много лет тоже считает, что в его смерти виновата она, но хотя бы ее совесть после «второй» смерти любимого остается чистой.

А как он умирает! С достоинством, будто его не расстреливают, а возводят на пьедестал, с шуткой, улыбкой... Овод умирает побежденным. Он не добился того, чтобы горячо любимый им отец отказался от бога, отказался от своего сана, и принял идеи сына, не так сильна была любовь отца… Овод умирает победителем. Потому что он умер за свою идею, с несломленной мужественностью, и он твердо убежден, что друзья продолжат его дело и что их идеи победят, Италия будет свободной.

А вот кардинал умирает проигравшим, глубокое горе переполняет ему сердце, которое теперь навеки разбито…

Конец печальный, очень печальный… Но он не вызовет у вас слез, пусть главный герой умирает, но автор не вызывает у читателя жалости к Оводу, потому что смерть Овода – это победа, а не поражение. И только своей смертью он мог победить. Все-таки кардинал отказывается от своей веры после смерти сына, он видит, как ничтожны люди вокруг, и как силен был его сын, как неукротима была его борьба и желание принести добро людям, хотя со стороны всем казалось, что вовсе не к добору и миру стремился Овод.

Эту книгу можно рассматривать, раскручивать, поворачивать и каждый раз что-то в ней новое открывается, и говорить о ней можно долго…